РУ БЕ EN

Экзамены 2024

Порядок проведения РТ (для выпускников 11 класса)

Информация для выпускников: порядок проведения РТ
Информация для выпускников!
 
УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) проводится
репетиционное тестирование (РТ) по 15 учебным предметам за курс общего
среднего образования с предоставлением решения заданий теста для
выполнения работы над ошибками с использованием комплекта тестовых
заданий по следующим предметам:
 
Код
предмета Учебный предмет

Количество
заданий Время
выполнения, мин Часть
А
Часть
B Всего
01 Русский язык 18 22 40 120
02 Белорусский язык 18 22 40 120
03 Физика 10 20 30 210
04 Математика 10 20 30 210
05 Химия 16 22 38 150
06 Биология 16 22 38 120
07 Английский язык 18 22 40 120
08 Немецкий язык 18 22 40 120
09 Испанский язык 18 22 40 120
10 Французский язык 18 22 40 120
11 История Беларуси 16 22 38 90
12 Обществоведение 16 22 38 90
13 География 16 22 38 90
14 Всемирная история

(новейшее время) 16 22 38 90
15 Китайский язык 18 22 40 120
 
Обращаем Ваше внимание, что для удобства регистрации абитуриентов
для участия в репетиционном тестировании и обеспечения возможности
оперативного решения возникающих в ходе регистрации, прохождения и
информирования о результатах репетиционного тестирования вопросов,
РИКЗ введена в работу единая система регистрации участников
репетиционного тестирования.
 
Чтобы зарегистрироваться для участия в РТ, участник должен:
 
зайти в свой личный кабинет на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ,
регистрация», указав серию и номер документа, удостоверяющего личность,
или свидетельства о рождении, и пароль.
Если тестируемый регистрируется для прохождения репетиционного
тестирования впервые, он должен создать свой личный кабинет участника

репетиционного тестирования на сайте РИКЗ, используя вкладку «РТ,
регистрация».
 
в личном кабинете участника репетиционного тестирования сделать заявку
на участие в сеансе (сеансах) репетиционного тестирования, выбрав пункт
проведения тестирования, дату и время проведения тестирования, учебный
предмет и язык представления теста.
оплатить участие в репетиционном тестировании, используя номер лицевого
счета, присвоенный участнику в момент создания личного кабинета на сайте
РИКЗ.
Подробную информацию можно найти в разделе «РТ», «Памятка участнику
РТ».
 
Оплата за прохождение репетиционного тестирования осуществляется
только посредством системы «Расчет» единого расчетного пространства
(ЕРИП) Национального банка Республики Беларусь с указанием лицевого
счета, полученного при регистрации в личном кабинете участника.
Стоимость участия в репетиционном тестировании (в том числе за
предоставление решений заданий теста для проведения работы над
ошибками) составляет 8,20 белорусских рублей за один учебный предмет.
 
Совершить оплату можно любым из доступных Вам способов, в том числе с
использованием банковских платежных карточек в платежно-справочных
терминалах (инфокиосках), платежных терминалах и банкоматах, расчетно-
кассовых центрах банков, с использованием Интернет-банкинга, мобильного
банкинга, а также наличными денежными средствами в кассах любого банка.
 
Если Вы осуществляете платеж в кассе банка, пожалуйста, сообщите кассиру
о необходимости проведения платежа через систему «Расчет» (ЕРИП).
 
В случае оплаты наличными денежными средствами банки могут взять с Вас
комиссионное вознаграждение за приём наличных денежных средств. Размер
комиссионного вознаграждения в таком случае уточняйте в банке.
 
В этой связи РИКЗ рекомендует осуществлять оплату за участие в
репетиционном тестировании с использованием банковских платежных карт
посредством дистанционных способов оплаты (Интернет-банкинг,
мобильный банкинг).
 
Оплатить услугу необходимо в течение 24 часов с момента формирования
заявки на участие в тестировании, но не позднее времени окончания
регистрации (дату и время окончания регистрации устанавливает пункт
проведения тестирования).
 
Для совершения платежа НЕОБХОДИМО:

 
1) выбрать:
– пункт «Система “Расчет”» (ЕРИП);
 
– образование и развитие;
 
– РИКЗ;
 
– РТ, on-line регистрация;
 
2) ввести лицевой счет, полученный Вами в системе регистрации участников
репетиционного тестирования;
 
3) удостовериться в том, что фамилия, имя и отчество абитуриента,
переданные системой «Расчет» и отображаемые на экране терминала оплаты,
компьютера или мобильного телефона (в зависимости от того, каким образом
Вы совершаете платеж), соответствуют Вашей фамилии, имени и отчеству. В
случае несоответствия (это возможно, если Вы ошиблись при вводе лицевого
счета) отмените текущее действие и начните процесс оплаты сначала;
 
4) совершить платеж.
 
Процесс регистрации для участия в РТ считается завершенным только после
совершения Вами оплаты.
 
Процесс регистрации для участия в РТ считается завершенным только после
совершения Вами оплаты.
 
По окончании регистрации необходимо распечатать из системы пропуск (-а)
на каждый сеанс тестирования, на который Вы зарегистрировались. В случае
отсутствия объективной возможности распечатать пропуск, запишите и
возьмите с собой на тестирование номер регистрации, указанный на Вашем
пропуске.
 
Если вы проходите тестирование в пункте тестирования, вам необходимо в
день проведения явиться в пункт тестирования, имея при себе: документ,
удостоверяющий личность (паспорт, вид на жительство, удостоверение
беженца), или свидетельство о рождении, обязательно распечатанный
пропуск, гелевую (капиллярную) ручку с чернилами черного цвета,
калькулятор (при прохождении тестирования по физике и химии).
 
Информацию о результатах репетиционного тестирования участники смогут
получить на сайте РИКЗ исключительно в личном кабинете участника
тестирования. После завершения каждого из этапов репетиционного
тестирования (в 20-х числах декабря 1-го этапа, в 20-х числах февраля 2-го

этапа и в 20-х числах апреля 3-го этапа) абитуриенты на сайте РИКЗ также в
личном кабинете участника тестирования смогут получить решение заданий
теста для проведения работы над ошибками.

свернуть

Вступительная кампания 2024

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ-2024: КАКИХ НОВШЕСТВ ЖДАТЬ

В Беларуси изменились сроки регистрации на экзамен и порядка подачи документов для сдачи ЦЭ.

 

В прошлом году в Беларуси была введена новая форма испытаний для выпускников – централизованный экзамен (ЦЭ). В Министерстве образования отметили, что ЦЭ подтвердили свою эффективность. При этом централизованное тестирование (ЦТ) также остается справедливой формой испытаний, которая давно и успешно себя зарекомендовала.

По предварительным данным представителей Министерства образования, грандиозных новшеств во вступительной кампании-2024 не ожидается. Правда, несколько изменятся сроки регистрации и порядок подачи документов. Детали прописаны в постановлении Министерства образования от 15 ноября 2023 года №348, опубликованном на Национальном правовом интернет-портале 22 декабря.

Ранее акты готовности пунктов проведения экзамена должны были предоставляться до 1 апреля, а теперь чуть раньше – до 15 марта. Кроме того, скорректированы сроки регистрации на ЦЭ. В прошлом году процедура проводилась с 1 по 20 апреля. Однако нынешних выпускников следует зарегистрировать на важные испытания с 20 марта по 5 апреля.

Вместе с тем распределять ребят по аудиториям станут в случайном порядке, то есть по спискам, которые составят методом случайного выбора. В каждой аудитории разместят не менее трех педагогов. При этом один или два педработника должны преподавать учебный предмет, по которому проводится ЦЭ.

Прибывать в пункт сдачи ЦЭ будущим студентам необходимо не позднее, чем за 30 минут до начала испытания. Ранее приехать на экзамен нужно было минимум за час. Помимо этого, досрочная сдача экзаменационных материалов прекратится за 15 минут до истечения времени, отведенного на испытание.

Кстати, сейчас выпускников 2024 года активно готовят к предстоящим централизованным экзаменам. Специалисты даже разработали модули и темы, на которых ученикам нужно особенно сконцентрировать внимание.

Напомним, что в 2024 году экзамены будут проводиться только в будние дни. А в прошлом году абитуриенты сдавали экзамены в том числе в воскресенье. О датах проведения репетиционных и непосредственно самих централизованных экзаменов портал 1prof.by сообщал ранее.  В январе 2024-го выпускники школ смогут проверить свои знания как по предметам по выбору, так и по одному из государственных языков – русскому или белорусскому.

Весной ЦЭ будут проводиться в следующие дни:

27 мая – по учебным предметам по выбору («Физика», «Математика», «Химия», «Биология», «Иностранный язык» (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), «История Беларуси», «Всемирная история» (новейшее время), «География», «Обществоведение». Резервный день – 19 августа 2024 года;

30 мая – по учебному предмету «Белорусский язык» или «Русский язык» (по выбору учащегося). Резервный день – 21 августа 2024 года.

свернуть

График ЦЭ в 2024 году

В 2023/2024 учебном году по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования итоговые испытания проводятся в основные сроки – с 3 по 10 июня 2024 г., в иные сроки – с 19 по 26 августа 2024 г. для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы базового образования.

 

Девятиклассникам предстоит сдавать выпускные экзамены по:

белорусскому языку (изложение в письменной форме);

русскому языку (изложение в письменной форме);

математике (контрольная работа в письменной форме);

истории Беларуси (по билетам в устной форме).

 

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования итоговые испытания для учащихся, осваивающих содержание образовательной программы среднего образования, проводятся в виде централизованного экзамена в письменной форме.

 

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2024

График ЦЭ (централизованного экзамена) в 2024г.

 

 

 У 11-классников экзамены будут проводиться в форме централизованного экзамена (ЦЭ).

  1. ЦЭ-2024г. по профильному предмету(физике, математике, химии, биологии, иностранному языку (английский, немецкий, испанский, французский, китайский), истории Беларуси, всемирной истории (новейшее время), географии, обществоведению), который каждый выпускник сможет выбрать сам, на свое усмотрение, пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 27 мая 2024 г. понедельник);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 19 августа 2024 г.

 

  1. ЦЭ-2024 по белорусскому или русскому языку(на выбор учащегося) пройдет в следующие сроки:
  • основной день – 30 мая 2024 г. (четверг);
  • первые резервные дни совпадут с датами резервных дней ЦТ-2024;
  • второй резервный день (иные сроки) – 21 августа 2024 г.

 

 

 Кого могут освободить от сдачи ЦЭ?

От сдачи ЦЭ могут быть освобождены только победители третьего (областного, Минского городского) и заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам.

  • Победители третьего этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от одного централизованного экзамена – по учебному предмету, по которому учащийся стал победителем. В аттестат об общем среднем образовании по этому предмету выставляется 10 баллов.
  • Победители заключительного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам освобождаются от всех централизованных экзаменов. В аттестат об общем среднем образовании по учебным предметам, по которым учащийся стал победителем, выставляется 10 баллов; по остальным предметам – годовая отметка

 

 

 

 

ЦЭ и ЦТ в 2024 году

 Репетиция централизованного экзамена

Вниманию выпускников учреждений общего среднего образования!

 

27 января 2024 года для выпускников учреждений общего среднего образования Министерством образования Республики Беларусь совместно с РИКЗ будет проводиться репетиция централизованного экзамена.

Обращаем внимание, что прибытие в пункт проведения РЦЭ – не позднее чем за 30 минут до начала экзамена. Время начала РЦЭ в 11.00. 

Репетиция централизованного экзамена проводится для того, чтобы выпускники 11-х классов смогли пройти полную процедуру экзамена, включая регистрацию, приезд в пункты проведения экзамена, распределение по аудиториям, заполнение бланков ответов, выполнение экзаменационной работы по одному заранее выбранному учебному предмету и ознакомление со своим результатом на информационном сайте РИКЗ по завершении обработки результатов всех участников репетиции централизованного экзамена.

Репетиция централизованного экзамена пройдет по 15 учебным предметам по выбору учащихся, включая русский язык и белорусский язык.

Для проведения репетиции централизованного экзамена Министерством образования Республики Беларусь определены 144 пункта проведения.

Регистрация, подвоз, сопровождение учащихся педагогическими работниками, а также осуществление контроля в пунктах проведения будет организовано в полном соответствии с Инструкцией по организации и проведению централизованного экзамена.

В день проведения РЦЭ в пункте обеспечивается пропускной режим. Участники РЦЭ пропускаются в пункт на основании документа, удостоверяющего личность, и пропуска. Лицам, не участвующим в РЦЭ, вход в пункт его проведения запрещен.

Структура и сложность тестов при проведении репетиции централизованного экзамена будут полностью соответствовать структуре и сложности тестов, которые будут предложены при проведении централизованного экзамена и централизованного тестирования в 2024 году.

Таблицы соответствия первичных и тестовых баллов по учебным предметам, а также шкалы перевода баллов, полученных участниками централизованного экзамена по стобалльной шкале, в отметку по десятибалльной шкале будут использоваться те же, что и при проведении централизованного экзамена и централизованного тестирования в прошлом учебном году. Они опубликованы в свободном доступе, изменяться не будут, уже используются и будут применяться на всех этапах репетиционного тестирования 2023/2024 учебного года.

Планируется, что централизованный экзамен в 2023/2024 учебном году пройдет 27 и 30 мая 2024 года.

 

 

 

 

свернуть

Памятка участнику репетиции ЦЭ - 2024

ПАМЯТКА УЧАСТНИКУ РЕПЕТИЦИИ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ЭКЗАМЕНА – 2024

  1. Общие положения

1.1. После завершения процедуры регистрации для участия в репетиции централизованного экзамена (далее – РЦЭ) участнику РЦЭ выдается пропуск.

1.2. Участник РЦЭ ИМЕЕТ ПРАВО: зарегистрироваться для участия в РЦЭ по белорусскому или русскому языку, или одному профильному предмету (на выбор); пользоваться только на РЦЭ по химии и физике калькулятором, который не является средством хранения, приема и передачи информации.

1.3. Участнику РЦЭ необходимо соблюдать деловой стиль одежды.

1.4. Участник РЦЭ должен прибыть в пункт проведения РЦЭ, имея при себе пропуск, документ, удостоверяющий личность (паспорт, ID-карта (пластиковая смарт-карта), вид на жительство в Республике Беларусь, удостоверение беженца, справка, выдаваемая в случае утраты (хищения) документа, удостоверяющего личность), ручку (гелевую или капиллярную) с чернилами черного цвета, калькулятор (только на РЦЭ по химии и физике). Участники РЦЭ, ранее не зарегистрированные или не имеющие при себе документа, удостоверяющего личность, к прохождению РЦЭ не допускаются. Участник РЦЭ, прибывший на РЦЭ после вскрытия пакета с экзаменационными работами, в аудиторию не допускается.

1.5. При получении экзаменационных материалов участник РЦЭ обязан убедиться в соответствии номера варианта бланка ответов номеру варианта экзаменационной работы. Участник РЦЭ обеспечивает сохранность экзаменационных материалов с момента их получения до момента передачи педагогическим работникам в аудитории. По истечении времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы, участник РЦЭ сдает экзаменационные материалы и листы для рабочих записей. Участник РЦЭ, завершивший выполнение экзаменационной работы ранее установленного срока, может покинуть аудиторию.

1.6. Участникам РЦЭ во время его проведения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ: проносить, а также использовать в аудиториях, где проводится РЦЭ, любые предметы, кроме документа, удостоверяющего личность, ручки (гелевой или капиллярной) с чернилами черного цвета, пропуска, калькулятора (только на РЦЭ по химии и физике); фальсифицировать данные в области регистрации бланка ответов; меняться местами, экзаменационными материалами, использовать помощь других лиц для выполнения экзаменационной работы; вносить информацию в бланк ответов после окончания времени, отведенного на выполнение экзаменационной работы; иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы на любом носителе, письменные заметки и иные устройства приема, хранения и передачи информации; выносить из аудиторий и пункта проведения РЦЭ экзаменационные материалы, листы для рабочих записей, письменные заметки; фотографировать экзаменационные материалы; разговаривать между собой, обмениваться любыми материалами и предметами с другими участниками РЦЭ; произвольно выходить из аудитории и перемещаться по пункту проведения РЦЭ без сопровождения педагогического работника вне аудитории. Участник РЦЭ, нарушающий требования проведения РЦЭ, удаляется из аудитории.

1.7. Участники РЦЭ могут выходить из аудитории по уважительной причине (в том числе плохое самочувствие, физиологические потребности) во время проведения РЦЭ только в сопровождении педагогического работника, который обеспечивает проведение РЦЭ вне аудитории. При выходе из аудитории участник РЦЭ оставляет экзаменационные материалы и листы для рабочих записей на рабочем месте в аудитории рядом с документом, удостоверяющим его личность. Ответственный педагогический работник предварительно в присутствии участника РЦЭ проверяет комплектность оставляемых экзаменационных материалов. Время нахождения участника РЦЭ вне аудитории включается в общее время прохождения РЦЭ. Об этом участник РЦЭ предупреждается до выхода из аудитории.

  1. Правила заполнения бланка ответов

2.1. Информация, внесенная в бланк ответов, обрабатывается ЭВМ автоматически, поэтому при заполнении бланка ответов необходимо точно соблюдать установленный порядок.

2.2. Внесение информации в бланк ответов участниками РЦЭ производится только в специально определенные поля черными чернилами (гелевой или капиллярной ручкой). Каждое поле заполняется начиная с первой клетки. Оставшиеся клетки поля не заполняются.

2.3. Цифры и буквы пишутся в соответствии с образцами написания символов, расположенными в верхней части бланка ответов (в инструкции к экзаменационной работе). Случайные пометки недопустимы.

2.4. Область регистрации бланка ответов заполняется участником РЦЭ на том государственном языке, на котором подано заявление на участие в РЦЭ. Подпись участника РЦЭ на бланке ответов не должна выходить за рамки ограничительной линии. Фамилия, собственное имя и отчество (если таковое имеется) участника РЦЭ, серия и номер документа вносятся в бланк ответов в строгом соответствии с написанием в документе, удостоверяющем личность.

2.5. Область ответов состоит из двух частей: части «А» – для ответов на задания с выбором ответа из предложенных вариантов ответов; части «В» – для кратких ответов на задания без выбора ответа. Часть «А» области ответов состоит из горизонтального ряда номеров экзаменационных заданий. Под каждым номером экзаменационного задания расположен вертикальный столбец из пяти клеток для обозначения выбранного ответа меткой. Образец метки приведен в бланке ответов. Линия метки не должна быть толстой. Если ручка оставляет слишком жирную линию, вместо метки нужно провести только одну линию (по диагонали клетки). Не допускается исправлять метку графическим способом (заштриховывать) или замазывать корректирующей жидкостью. Для внесения ответа участник РЦЭ под номером задания должен поставить метку в ту клетку, номер которой соответствует номеру выбранного им ответа. Ответы на задания части «В» области ответов необходимо записывать справа от номера задания в области ответов, предназначенной для кратких ответов на экзаменационные задания. Ответ дается только в краткой форме (слово, словосочетание или целое число). Каждая цифра, буква или знак минус (если число отрицательное) записываются в отдельную клетку. Ответ, состоящий из двух слов, пишется слитно, без пробела. Если букв в таком слове окажется больше, чем клеток в поле ответа, то вторую часть слова можно писать более убористо (не соблюдая попадания в клетку). Слово следует писать полностью. Ответ (слово или словосочетание) дается на языке и в форме (род, число, падеж), которые определяются условием задания. Орфографические ошибки в ответе недопустимы. Числовой ответ в виде дроби округляется до целого числа по правилам математического округления. Недопустимо записывать ответ в виде математической формулы или выражения, указывать названия единиц измерения (градусы, проценты, метры, тонны), давать словесные заголовки или комментарии к числу.

2.6. Отмена ошибочной метки (часть «А») производится в поле отмены ошибочных меток. В одном задании можно отменить несколько ошибочных меток. Для отмены ошибочного ответа и указания верного необходимо: отменить метку, указав номер экзаменационного задания и номер ошибочно выбранного варианта ответа; поставить метку в нужной клетке столбца экзаменационного задания. Замена ошибочных кратких ответов на задания и указание правильного ответа (часть «В») производится в соответствующем поле. Для замены ошибочного и указания верного ответа необходимо указать номер неверно выполненного задания и записать правильный ответ.

2.7 Использование ненормативной лексики и иное умышленное нарушение установленного порядка заполнения бланка ответов недопустимо.

  1. Результаты репетиции централизованного экзамена

3.1. Не обрабатываются и не проверяются записи на экзаменационных работах и листах для рабочих записей, бланки ответов без указания фамилии и (или) собственного имени участника РЦЭ.

3.2. Информацию о результатах РЦЭ можно получить на сайте УО «Республиканский институт контроля знаний» (РИКЗ) rikc.by. Желаем успехов!

 

 

 

 

свернуть

Памятки по подготовке к экзаменам

ДОПУСК К ЭКЗАМЕНАМ

К выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие положительные отметки по итогам учебного года по всем учебным предметам.

К итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 1 (один), 2 (два) балла или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 1 (один), 2 (два) балла или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.

Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили неудовлетворительную отметку не более чем по двум учебным предметам (модулям), учащиеся, которые не явились на выпускные экзамены, сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в иные сроки, установленные частью первой пункта 64 Правил аттестации учащихся.

Учащиеся, которые не явились на выпускной экзамен по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в иные сроки и (или) при сдаче в иные сроки выпускного экзамена получили неудовлетворительную отметку, остаются на повторный год обучения.

ВЫПУСКНЫЕ ЭКЗАМЕНЫ по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в 2023/2024 учебном году:

 

  • «Белорусский язык» в письменной форме (изложение)
  • «Русский язык» в письменной форме (изложение)
  • «Математика» в письменной форме (экзаменационная работа)
  • «История Беларуси» в сочетании устной и практической форм (по билетам)

У 2023/2024 навучальным годзе за перыяд навучання на II ступені
агульнай сярэдняй адукацыі вучні будуць здаваць экзамен у форме пераказу.
У якасці экзаменацыйнага пераказу прапануецца падрабязны пісьмовы
пераказ. Аб'ём тэксту для экзаменацыйнага пераказу на выпускным экзамене
адпавядае нормам для ІХ класа.
Падрабязны пераказ патрабуе ад вучняў узнаўлення тэксту-арыгінала
ў той самай кампазіцыйнай форме з захаваннем асаблівасцей яго зместу.
Задача пры падрабязным пераказе заключаецца ў тым, каб найбольш
дакладна і поўна перадаць змест і жанрава-стылістычныя асаблівасці тэксту-
арыгінала. Вучні спраўляюцца з гэтай задачай у тым выпадку, калі яны
зразумелі тэму і асноўную думку тэксту, паслядоўнасць падзей і фактаў,
колькасць тэм і падтэм, з дапамогай якіх разгортваецца змест, асэнсавалі
тыпалагічную схему тэксту і яго жанрава-стылістычную прыналежнасць,
моўныя сродкі, характэрныя для гэтага стылю маўлення.
(Метадычныя рэкамендацыі па напісанні падрабязнага
(навучальнага, кантрольнага) пераказу па вучэбным прадмеце
«Беларуская мова»)
Неабходна нагадаць правілы напісання  пераказу.
Пры першым чытанні слухайце тэкст уважліва. Звярніце ўвагу, які тып
маўлення ўласцівы яму, асаблівасці якога стылю мовы вам неабходна
перадаць. Сфармулюйце для сябе тэму і галоўную думку тэкста (пра што вам
трэба расказаць, што апісаць, над чым паразважаць і да якога вываду
прыйсці).
Калі тэкст чытаецца другі раз, вы можаце рабіць якія-небудзь паметкі:
апорныя словы і спалучэнні слоў, змест простай мовы і інш. Пры
неабходнасці экзаменатар звычайна тлумачыць некаторыя словы і выразы
або нават запісвае іх на дошцы (як правіла, гэта словы іншамоўнага
паходжання, якія рэдка ўжываюцца, або словы з лексікі абмежаванага
ўжытку: прафесіяналізмы, дыялектызмы, устарэлыя словы).
Цяпер вам трэба пераказаць тэкст. Спачатку пішыце так, як вам
запомнілася. Затым загляніце ў запісы, зробленыя падчас другога чытання, і
ўнясіце патрэбныя змяненні, дапаўненні.
Прачытайце, што ў вас атрымалася; пры гэтым сачыце за тым, каб
выказванне вызначалася паслядоўнасцю, лагічнасцю, каб не было сказаў,
сэнс якіх цяжка або ўвогуле нельга зразумець (няправільна пабудаваны сказ,
прапушчана слова, няўдалы парадак слоў і г.д.). Калі трэба, перабудоўвайце
сказы, замяняйце ці перастаўце словы.
Прачытайце тэкст яшчэ раз, звяртаючы ўвагу на тое, ці ўдала вы падзялілі
яго на абзацы. Пры наступным чытанні праверце напісанне слоў і пастаноўку
знакаў прыпынку. Важна асэнсаваць, для чаго патрэбны той ці іншы знак
прыпынку (што ён раздзяляе ці выдзяляе) і які знак павінен стаяць у кожным
канкрэтным выпадку (калі вы не ўпэўнены, лепш перабудаваць сказ такім
чынам, каб знак прыпынку не выклікаў у вас пытанняў).

Некалькі хвілін адпачніце, а потым перапісвайце работу на чыставік.
Старайцеся не рабіць выпраўленняў і пісаць разборліва, думайце над кожным
пераносам.
Перачытайце тэкст яшчэ раз. Зверце чыставік з чарнавіком (ці не
прапусцілі якое-небудзь слова, знак прыпынку, ці не забыліся выдзеліць
абзац). Калі дазваляе час, крыху адпачніце і потым яшчэ раз прачытайце
сваю работу так, як чыталі чарнавік.
Як відаць, самаправерка пісьмовай работы – справа складаная і не менш
адказная, чым напісанне самой работы.

Изложение – один из традиционных видов работы по развитию связной
речи учащихся на основе текста-образца.
Изложение способствует комплексному обучению учащихся всем
видам речевой деятельности:
 аудированию (восприятие текста на слух),
 чтению (зрительное восприятие, т.е. самостоятельное чтение),
 говорению (пересказ текста устно или письменно),
 письму (написание вторичного текста на основе исходного с
соблюдением правописных норм).
Изложение способствует формированию метапредметных
компетенций: критического мышления, креативности, навыков
коммуникации.
Комплексный анализ текста учит учащихся видеть как внутреннюю,
так и внешнюю форму текста, его структуру, в которой отражается
специфика типа и стиля речи, а также выделять общие черты у разных
текстов одного и того же типа и стиля речи. В процессе проведения
комплексного анализа текста происходит усвоение речеведческих понятий на
практическом уровне и формирование коммуникативных умений.
Большое значение в обучении изложению имеет работа над планом.
Составление его развивает умение выделять главные мысли, формулировать
их, определять логику их взаимосвязи, приводить доказательства в виде
цитат из текста.
С помощью изложения осуществляется проверка уровня владения
учащимися коммуникативно-речевыми умениями и навыками, умений
правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и
замыслом, использовать языковые средства в соответствии со стилем,
жанром, темой и задачей высказывания.
Подробное изложение предполагает последовательное, полное
воспроизведение исходного текста-образца с сохранением его
композиционных и языковых особенностей, обусловленных идейным
замыслом автора. Задача подробного изложения – осмыслить текст как
определенное смысловое, структурное целое, понять позицию автора,
воспроизвести как можно более полно содержание первичного текста с
соблюдением норм современного русского литературного языка.
(Методические рекомендации по написанию подробного (обучающего,
контрольного) изложения по учебному предмету «Русский язык»)

Памятка

«Как писать подробное изложение»

Внимательно прослушайте текст, который вам предстоит письменно
изложить.
Обдумайте содержание текста, определите значение непонятных слов.

Прослушивая текст второй раз, записывайте в черновике ключевые
слова, наиболее яркие выражения; некоторые слова, употребленные для
связи предложений и абзацев текста. Затем составьте план.
Пользуясь своими записями и составленным планом, приступайте к
написанию чернового варианта изложения.
Отредактируйте черновик, обращая внимание на:
точность передачи сюжета, фактов, логику развертывания темы, связь между
предложениями и микротемами текста;
соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста;
соблюдение лексических и грамматических норм;
орфографическое и пунктуационное оформление текста.
Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

Рекомендации по подготовке к экзамену по математике:

  • Ежедневная тренировка вычислительных навыков.
  • Обязательное повторение основных правил и формул.
  • Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
  • Целенаправленное систематическое повторение.
  • Своевременное устранение пробелов в знаниях.

Рекомендации обучающемуся во время экзамена:

  1. Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).
  2. Составь план решения задачи.
  3. Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.
  4. Проверь логику выстраивания решения задачи.
  5. При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.
  6. Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.
  7. Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
  8. При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.
  9. Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.
  10. Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.
  11. Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.
  12. При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.

Общие требования культуры ведения записей в экзаменационной работе по математике

Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.

Всякая новая мысль начинается с красной строки.

Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.

Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.

Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.

Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.

Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.

Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.

Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.

Сильно не увлекаться использованием математической символики.

Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.

В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.

Требования к оформлению решений математических задач

Правильность решения. Решение задачи не должно содержать математических и логических ошибок. Среди математических ошибок различают существенные (грубые) и несущественные (негрубые) ошибки.

При проверке работ следует иметь в виду, что оформление решений может быть разным. Здесь важно, чтобы в записях были видны основные этапы решения и логика. Не следует стремиться к «идеальному» эталону оформления. Не следует требовать от учащихся излишне развернутых обоснований. Надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения и объяснять дополнительные построения, если они выполняются.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К существенным (грубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о том, что ученик не знает формул, не усвоил математические понятия, правила, утверждения, не умеет оперировать ими и применять к выполнению заданий и решению задач.

А именно:

незнание, непонимание определений основных математических понятий, формулировок теорем, формул, которые предусмотрены программой,

незнание сущности математических понятий, математических величин,

неумение решать простейшие задания,

неумение строить графики элементарных функций,

неправильное применение методов, способов, приемов решения практических заданий.

К несущественным (негрубым) ошибкам относятся ошибки, свидетельствующие о недостаточно полном или недостаточно прочном усвоении знаний и умений или об отсутствии знаний, не считающихся по программе основными, т.е. отдельные ошибки вычислительного характера, погрешности в формулировке вопросов, определений, математических утверждений, небрежное выполнение записей, рисунков, графиков, схем, диаграмм, таблиц, а также грамматические ошибки в написании математических терминов. Такого рода ошибки не приводят к искажению смысла задания и его выполнения и не влияют на ответ.

Например:

неточность определений, формулировок, теорем, формул;

недостаточное обоснование существенных утверждений решения;

исключение без объяснения одного из корней уравнения;

построение графика линейной функции по трем точкам;

в окончательном ответе не избавились от иррациональности в знаменателе;

запись ответа в виде сократимой дроби;

небрежность и неаккуратность записей, рисунков, чертежей;

стилистические, пунктуационные и орфографические ошибки;

запись ответа в виде сократимой дроби;

исключение без объяснения корня уравнения;

изображение отрезка, концами которого являются штрихи;

график линейной функции построен по трем и более точкам;

ответ представлен в виде сократимой дроби;

решение неравенства записано в виде х(0; 8);

запись: функция возрастает на (1; 2) (7; );

разорвана черта дроби;

различные единичные отрезки на осях координат;

невидимые линии в сечении и изображении фигур нарисованы сплошной линией.

Логические ошибки – это ошибки в рассуждениях и доказательствах, вызванные нарушением правил и законов логики. Они чаще всего обусловлены неправильным употреблением логических связок «и», «или», «если…, то…», недостаточным осознанием понятий «логическое следование», «логическая равносильность», нечетким пониманием идеи доказательства методом от противного и т.д.  

В любой геометрической задаче обязательна краткая запись условия либо словесное введение условия в решение. В большинстве геометрических задач требуется рисунок. Изображение фигуры считается верным, если оно дает однозначное представление о фигуре и позволяет выполнять дополнительные построения.

Обоснованность решения. Пояснительный текст, сопровождающий решение, должен содержать ссылки на аксиомы, теоремы, следствия. Отсутствие обоснований может привести к неверным результатам. Однако важно уметь отличать существенное от несущественного при записи пояснительного текста. Например, нет необходимости пояснять, что обе части уравнения возводятся в квадрат, записывать в общем виде формулы корней квадратного уравнения, тригонометрические тождества и т.д. Но должны быть обоснованы отброшенные корни, отсутствие корней, взаимное расположение прямых, построение линейного угла в двугранном угле, расположение основания высоты в пирамиде, положение и форма граней, угол между прямой и плоскостью, расстояние между скрещивающимися прямыми и т.д. Другими словами надо обосновывать все то, что не является очевидным по ходу решения задачи, и объяснять дополнительные построения, если они производились.

 Полнота решения. При решении математической задачи должны быть рассмотрены все возможные случаи, если это предполагает условие. Неполнота решения является существенным недостатком при решении задачи.

Например:

Если в равнобедренном треугольнике угол 44°, то он может быть и при вершине, и при основании.

 Рациональность решения. Если задача допускает несколько способов решения и с ними знаком ученик, то весьма желательно, чтобы приводилось рациональное решение.

Соблюдение правил правописания. Решение математической задачи не должно содержать орфографических, пунктуационных и речевых ошибок. Если они присутствуют, то они должны исправляться учителем.

Полное условие заданий экзаменационной работы выпускниками в работу не переписывается.

Учащиеся могут выполнять задания в любом порядке.

На выпускные экзамены учащимся (в том числе и учителям) не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.

На экзамене не разрешается пользоваться калькулятором, мобильным телефоном.

Учащиеся, сдающие экзамен, могут по одному ненадолго выйти с экзамена с разрешения экзаменационной комиссии, сдав работу и черновик. Члены комиссии на черновике фиксируют время отсутствия ученика.

Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.

Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям.

Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования, проверка осуществляется только красным стержнем. На листах экзаменационных работ, напротив каждого выполненного задания отмечается количество баллов, которым оценено это задание. На полях после решения последнего задания записывается сумма баллов за выполнение всех заданий, которые переводятся в соответствующую отметку.

 Аттестация учащихся осуществляется в соответствии с нормами оценки результатов учебной деятельности, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

В экзаменационных работах учащихся в письменной форме за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования учителем зачеркиваются и подчеркиваются все ошибки, а над орфографическими, пунктуационными и грамматическими пишется правильный вариант.

Ошибки в содержании и речевые подчеркиваются в тексте волнистой линией.

Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:

записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;

в записях сохраняется красная строка;

между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;

для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;

чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.

Для оценивания экзаменационной работы за период обучения и воспитания на П и Ш ступенях общего среднего образования используется следующая рейтинговая шкала:

 

Номер

задания

Максимальное количество баллов за выполнение задания

Количество баллов, полученных учащимся

Отметка

по 10-балльной системе оценки результатов

1

1

1

1

2

2

2 – 4

2

3

3

5 – 7

3

4

4

8 – 12

4

5

5

13 – 18

5

6

6

19 – 25

6

7

7

26 – 33

7

8

8

34 – 42

8

9

9

43 – 52

9

10

10

3.     – 55

10

При оценивании экзаменационных работ учитывается характер допущенных существенных и несущественных ошибок. Количество баллов за выполнение задания снижается на 10%, если в нем допущена несущественная ошибка. Если при выполнении задания допущена существенная ошибка, то задание считается невыполненным.

 

 

Памятка для учащихся по подготовке к экзамену

по истории Беларуси

 

  1. Тщательно изучите экзаменационные билеты. Отметьте темы, которые вы уже проработали и в которых чувствуете себя уверенно. Сконцентрируйте внимание на вопросах, к которым вы слабо подготовлены.
  2. Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее. Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо «думается», т.е. высокая работоспособность. Обычно это утренние часы после хорошего отдыха.
  3. К трудно запоминаемому материалу необходимо возвращаться несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а затем еще раз – утром.
  4. Чтобы лучше запомнить материал, необходимо максимально использовать все возможности: воспринимать текст и на слух, и визуально (читать с листа), и при помощи движений, и при помощи ассоциаций.

5.Тренируйтесь отвечать на вопросы. По мере того как вы заканчиваете прорабатывать каждую тему, пробуйте отвечать на вопросы. Отвечая на них, вы приобретаете уверенность в себе и сможете ответить на неожиданные вопросы на экзамене.

  1. Пересказ текста своими словами приводит к лучшему его запоминанию, поскольку это активная, организованная целью умственная работа.
  2. Очень полезно составлять планы, схемы и алгоритмы конкретных тем и держать их в уме, а не «зазубривать» всю тему полностью «от» и до.

Готовимся к экзамену

Время подготовки к экзамену надо разумно распределить. Не следует заниматься много часов без перерывов. Лучше учить блоками – усвоил тему, закрепил ее – и отдохнул. Затем кратко повторил, что заучил, и – за новую тему.

Рекомендации по заучиванию материала

Главное – распределение повторения во времени.

Повторять рекомендуется сразу в течение 15-20 минут.

Полезно повторять материал за 15-20 минут до сна и утром, на свежую голову. При каждом повторении нужно осмысливать ошибки и обращать внимание на более трудные места.

Повторение будет эффективным, если воспроизводить материал своими словами близко к тексту. Обращения к тексту лучше делать, если вспомнить материал не удается в течение 2-3 минут.

Чтобы перевести информацию в долговременную память, нужно делать повторение спустя сутки, двое и так далее, постепенно увеличивая временные интервалы между повторениями. Такой способ обеспечит запоминание надолго.

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДО И В МОМЕНТ ЭКЗАМЕНА

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь.

 Явиться   за 30 минут до начала экзамена.

Приготовить письменные принадлежности и разрешенные материалы для сдачи экзамена по данному предмету.

Подготовить ответ на вопросы билета за 30 минут. 

Памятка «Структура ответа на экзамене»

  1. Вступление

Определить хронологические рамки вопроса, его актуальность, наметить план изложения.

  1. Основная часть

Чётко изложить сущность вопроса в соответствии с намеченным планом.

  1. Заключение

Сделать выводы.

 

 

свернуть

План подготовки к экзаменам

План па арганізаваным завяршэнні навучальнага года,

падрыхтоўцы і правядзенні выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў

 у 2023/2024  навучальным годзе

 

Змест работы

Тэрміны

Адказны

Работа з педагогамі

 

1.

Азнаямленне з Правіламі правядзення атэстацыі навучэнцаў пры засваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджанымі пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11.07.2022 №184.

Верасень

2023 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

2.

Падрыхтоўка інфармацыі для настаўнікаў «Усё аб экзаменах» (нарматыўныя дакументы, рэкамендацыі і парады  па падрыхтоўцы вучняў да экзаменаў)

 

Верасень

2023 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

3.

Інструктыўна-метадычная нарада “Арганізацыя паўтарэння, падрыхтоўка вучняў ІХ, ХІ класаў да выніковай атэстацыі”.

Студзень 2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

4.

Субяседванне з настаўнікамі па змесце нарматыўных дакументаў, якія датычацца экзаменаў

Люты

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

 

5.

Інструктыўна – метадычная нарада з педагагічнымі работнікамі па пытаннях завяршэння 2023/2024 н.г. і правядзення выпускных экзаменаў.

    Красавік

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

 

 

6.

 

 

Інструктыўна – метадычная нарада “Аб абавязках старшыні і членаў экзаменацыйных камісій, аб ходзе правядзення выпускных экзаменаў. Патрабаванні да правядзення цэнтралізаванага экзамена”.

 

Красавік - май 2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

7.

З мэтай кантролю работы па падрыхтоўцы да экзаменаў ажыццявіць:

 

 

 

7.1

праверку выканання праграмы і яе практычнай часткі;

Снежань

2023 г ,

сакавік

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

7.2

правядзенне кантрольных работ па экзаменацыйных прадметах (адпаведна графіка кантрольных работ);

На працягу навучальнага года

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

7.3

наведванне вучэбных, факультатыўных, стымулюючых і падтрымліваючых заняткаў, абагульняючых урокаў у ІХ, ХІ класах з мэтай кантролю падрыхтоўкі вучняў да здачы выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў;

 

На працягу навучальнага года

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

7.4

аналіз падрыхтоўкі навучэнцаў да выніковай атэстацыі за перыяды навучання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі;

 

Студзень

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

7.5

праверку падрыхтаванасці памяшканняў да экзаменаў

30.05.

2024 г 

Старшыня прафкама Хлебянкіна Н.Л.

Работа з вучнямі

 

1.

Абнаўленне інфармацыйных стэндаў і “Куткоў выпускніка” па выніковай атэстацыі і ЦТ

 

Лістапад 2023 г

Студзень

2024 г

Красавік 2024 г

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

2.

Знаёмства з гл.5 “Умовы і парадак допуску вучняў да выніковай атэстацыі па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі”, гл.6 “Падстава і парадак вызвалення вучняў  ад выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў”, гл.7 “Арганізацыя выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў”, гл.8 “Правядзенне атэстацыі па выніках навучальнага года, ваыпускных і цэнтралізаваных экзаменаў у іншыя тэрміны”  Правілаў правядзення атэстацыя навучэнцаў пры засваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджаных пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11.07.2022 №184.

Студзень-люты

2024 г

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

3.

Правесці сходы з павесткай дня:

Красавік

2024 г

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

3.1

тэрміны выпускных і цэнтралізаваных  экзаменаў, нормы ацэнкі па прадметах, выстаўленне экзаменацыйных і выніковых адзнак;

 

Люты

2024 г

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

3.2

рэжым дня вучняў падчас падрыхтоўкі і правядзення экзаменаў, барацьба са стрэсавай сітуацыяй (гутарка доктара, псіхолага)

 

Красавік

2024 г

Педагог-псіхолаг Хлебянкіна Н.Л.

Работа з бацькамі

 

1.

Правесці бацькоўскія сходы:

 

 

1.1

Знаёмства з гл.5 “Умовы і парадак допуску вучняў да выніковай атэстацыі па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі”, гл.6 “Падстава і парадак вызвалення вучняў  ад выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў”, гл.7 “Арганізацыя выпускных экзаменаў, цэнтралізаваных экзаменаў”, гл.8 “Правядзенне аіэстацыі па выніках навучальнага года, ваыпускных і цэнтралізаваных экзаменаў у іншыя тэрміны”  Правілаў правядзення атэстацыя навучэнцаў пры засваенні зместу адукацыйных праграм агульнай сярэдняй адукацыі, зацверджаных пастановай Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 11.07.2022 №184.

Верасень

2023 г,

люты

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

1.2

азнаямленне з графікам правядзення кансультацый і выпускных экзаменаў;

рэжым дня вучняў падчас падрыхтоўкі і правядзення экзаменаў;

 

Май

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

Ляшчынская І.С., Малашэнка В.У., класныя кіраўнікі

1.3

правядзенне індывідуальных гутарак з бацькамі, дзеці якіх патрабуюць асаблівай увагі.

Студзень

2024  г

Кіраўніцтва ўстановы адукацыі,

педагог-псіхолаг

Арганізацыйная работа

 

1.

Складанне і зацвярджэнне графіка кансультацый па падрыхтоўцы да экзаменаў.

Май

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

2.

Складанне  і зацвярджэнне складу экзаменацыйных камісій

 

 

Да

15.05.2024 г

Кіраўніцтва ўстановы адукацыі

3.

Зацвярджэнне раскладу выпускных экзаменаў і давядзенне яго да ўдзельнікаў адукацыйнага працэсу

Да

15.05.2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

 

4.

Правядзенне педагагічнага савета па прадстаўленню научэнцаў да вызвалення ад экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені  агульнай сярэдняй адукацыі

 

Да

15.05.2024 г

Кіраўніцтва ўстановы адукацыі

5.

Правядзенне  педагагічных саветаў па допуску да выпускных экзаменаў і пераводу навучэнцаў у наступны клас.

 

27-28  мая 2024 г

Дырэктар установы Мельман Т.В.

6.

Выданне загаду аб стварэнні камісіі па запаўненні дакументаў аб адукацыі вучням, якія завяршылі навучанне і выхаванне на ІІ і ІІІ ступенях  агульнай сярэдняй адукацыі

 

Трэцяя дэкада мая 2024 г

Дырэктар установы Мельман Т.В.

7.

Выданне загаду аб завяршэнні навучання  і выхавання на ІІ і ІІІ ступенях агульнай сярэдняй адукацыі і выдачы дакументаў аб адукацыі

 

Чэрвень 2024 г

Дырэктар установы Мельман Т.В.

8.

 

Складанне  графіка дзяжурства настаўнікаў на экзаменах

Май

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

9.

 

Стварэнне камісіі па падрыхтоўцы і правядзенні выпускнога вечара

 

Красавік

2024 г

Дырэктар

Мельман Т.В.

10.

Падрыхтоўка ў бібліятэцы неабходнай літаратуры для падрыхтоўцы вучняў да экзаменаў

 

Сакавік

2024 г

Бібліятэкар

Карцель Н.М.

11.

Падрыхтоўка дакументацыі па экзаменах (нарматыўныя дакументы, праштампаваная папера і інш.)

 

Другая дэкада мая 2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

12.

Правядзенне ўрачыстага мерапрыемства па ўручэнні дакументаў па адукацыі

Чэрвень 2024 г

Дырэктар

Мельман Т.В.

13.

Аналіз вынікаў экзаменаў, складанне зводнай табліцы вынікаў экзаменаў, прадастаўленне інфармацыі ў аддзел адукацыі

Чэрвень 2024 г (вызначанытэрмін  адпаведна загаду)

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

14.

Падрыхтоўка даведкі па выніках выпускных экзаменаў  2023/2024 навучальнага  года

Чэрвень

2024 г

Нам. дырэктара па вучэбнай рабоце Белаусава В.М.

         

 

Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце                                                                 В.М.Белаусава

свернуть

Советы психолога

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

Подготовку к сдаче экзаменов можно разделить на две части:

– как готовиться к экзаменам;

– как сдавать экзамены.

I.​ Как готовиться к экзаменам

  • ​ Определи для себя, что ты знаешь, а чего не знаешь, прежде всего, для того, чтобы не повторять все подряд, потому что это не имеет смысла и занимает слишком много времени. Определи также, каков уровень этого твоего “знания” и “незнания”.
  • ​ Для этого необходимо сделать несколько десятков небольших карточек размером в четверть тетрадного листа, а на карточках напиши вопросы по данному предмету.
  • ​ Внимание! На одной карточке – один вопрос!
  • ​ Теперь перемешай карточки, затем вытаскивай их по очереди и отвечай на вопросы. Но только честно! Если ты сумеешь ответить на вопрос хорошо – поставь на карточке крестик, если немного хуже – треугольник, если совсем плохо – квадрат.
  • ​ Можно поиграть с другом или подругой в игру “Экзаменатор и испытуемый”.
  • ​ При повторении стоит уделить больше внимания тем карточкам, на которых нарисован квадрат, немного меньше тем, где нарисован треугольник, и совсем немного – где нарисован крестик.
  • ​ Составь план повторения.
  • ​ За два месяца до начала экзаменов распредели объем материала по неделям.
  • ​ Более подробный план составляй всякий раз в начале каждой недели: сколько часов ежедневно ты намерен повторять, какие главы.
  • ​ При этом помни, что лучше всего учится забытый предмет в первые три дня недели, поэтому в следующие три дня лучше повторить то, что выучил раньше. И в той очередности, в какой ты учил эти предметы в первые три дня. Повторение должно занимать несколько меньше времени, чем изучение.
  • ​ Накануне вечером, перед сном, в голове попытайся представить, какие темы ты будешь учить завтра и как.
  • ​ Неделю перед экзаменом посвяти просмотру всех планов и конспектов.
  • ​ За день до экзамена прекрати повторять весь материал (или хотя бы вечером перед экзаменом). Знания должны немного “отлежаться”.

Памятка

Техника повторения перед экзаменом

1.​ Готовиться к экзамену лучше вдвоем. При этом не нужно заниматься все время вместе. Важно друг другу помогать, объяснять трудные вопросы, переспрашивать.

2.​ Даты, фамилии, географические или исторические названия выписывай на отдельный лист. Можешь повесить его над столом.

3.​ Повторяй материал большими частями.

4.​ Не повторяй, если не понимаешь. Хорошо запоминается только то, что понимаешь.

5.​ Помни о перерывах в работе.

6.​ Не забывай о спорте.

 

II.​ «Как сдавать экзамены? »

Три основных положения сдачи экзамена

  1. Хорошая подготовка.

– На экзамен надо прийти отдохнувшим.

– Страх очень мешает работе, он парализует тебя. Понервничать можно только чуть-чуть.

– Постарайтесь психологически настроиться на успех. Произносите про себя фразу: “Я смогу сдать экзамен”.

  1. Наиболее успешная работа мозга в данный момент, то есть в момент сдачи экзамена

Накануне экзамена ничего не делай (никакой умственной работы и много времени на свежем воздухе). Можно заняться рукоделием (для девочек) и спортом (для мальчиков). Можешь посмотреть по телевизору комедию (только комедию!). Постарайся в этот день ни с кем не ссориться и не драться. Постарайся также не плакать.

  • Вечером посвяти один час (но только один!) просмотру конспектов, ничего не повторяй, только просмотри.
  • В день экзаменов нужно выспаться. В школу желательно прогуляться пешком, не спеша. Постарайся прийти за 15 минут до начала экзамена.
  • Старайся сдать экзамен в числе первых – так ты меньше устанешь.
  • Возьми на всякий случай с собой конспекты, учебники – вдруг ты что-нибудь забудешь, тогда сможешь посмотреть перед дверью класса.
  • Шпаргалки добавляют нервности, подумай, стоит ли волноваться еще больше?!
  • Хорошо позавтракай перед экзаменом, включи в завтрак сладкое.
  • Какое-то время после сдачи одного экзамена посвяти отдыху, не начинай сразу готовиться к следующему экзамену. Отдых – на твой вкус, но лучше больше движений, свежего воздуха и положительных эмоций.
  1. Техника сдачи экзамена

Письменные работы

  • На экзамене более быстрый темп, чем на уроке, будь готов к этому.
  • После того как ты напишешь название работы, либо прочитаешь и перепишешь задание, сделай перерыв на несколько минут. Между отдельными заданиями тоже делай спокойные перерывы (по минутке).
  • На черновике решай сначала более легкие для тебя задания, постепенно переходя к более трудным.
  • Каждое действие – даже самое простое – сразу же проверяй.
  • В сочинении или изложении обязательно составь подробный план, запиши все мысли и пронумеруй их.

Устные ответы

  • оденься так, чтобы удобно себя чувствовать.
  • поза при ответе очень важна. Вспомни, как ты готовился к уроку-зачету. Стой свободно, прямо, с поднятой вверх головой. Говори громко и свободно. Не бойся время от времени смотреть в глаза преподавателям.

 

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов- это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
  8. Обратите внимание на питание ребенка:во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  9. Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  10. Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  11. Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.

12.Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

  1. Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:

  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Семейная психотерапия Необходимо создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с экзаменами. Такая среда создается следующими приемами:

Более частый контакт родителей с ребенком – в перерывах между его занятиями, за совместной едой, вечером перед сном. 

Совместное и ежедневное подведение позитивных итогов дня – вечерами за чаем Вы можете рассказывать ребенку, что самого успешного было у Вас за день, и попросить его рассказать о своих успехах в подготовке к экзамену. Каждый успех взаимно поощряется.

Совместные с ребенком воспоминания о прошлых успехах в сдаче экзаменов.

Вы можете рассказать ребенку о своих собственных переживаниях на экзаменах и иных испытаниях и об опыте их успешного преодоления.

Стиль общения с ребенком – оптимистический, задорный, с юмором.

Первым шагом к успеху в любом начинании является психологическая установка, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо приучить ребенка к успеху, удаче, но при этом известно, что одна из причин, мешающих тревожным людям результативно выступать, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, какие возможны последствия. Поэтому неэффективно ставить перед собой цель типа «Я должен получить отличную оценку», «Я должен ответить во что бы то ни стало», лучше сформулировать конкретно «Я должен доказать теорему или решить задачу …».

Возможность провала становиться для ученика показателем его жизненной несостоятельности, его человеческой неполноценности. При таком восприятии экзамен – уже не просто определенная проверка знаний, а препятствие, которое может лишить человека самоуважения, уважения в глазах окружающих. Это проверка на право чувствовать себя  человеком.

Что бы этого избежать, ВАМ родители, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется  это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке). 

Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").

 

Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей.

        - Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене. Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

     - Не повышайте тревожность ребенка накануне экзамена. Ребенок в силу возрастных особенностей может не справиться со своими эмоциями и «сорваться».

        - Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.

        - Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

        - Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.

        - Подбадривайте детей, повышайте их уверенность в себе.

        - Контролируйте режим подготовки ребенка к экзаменам, не допускайте перегрузок.

        - Обратите внимание на питание ребенка. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.

        - Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться.

        - Не критикуйте ребенка во время экзамена.

     - Помните: главное – снизить напряженность и тревожность ребенка и обеспечить ему подходящие условия для занятий.

Памятка «Психологическое сопровождение ЦТ»

  • Оцени, что больше всего тебя пугает в процедуре ЦТ? Составь список тех трудностей, с которыми, по твоему мнению, придется столкнуться. Это поможет разобраться в проблемах и в их осознании тобой;
  • Вспомни, была ли у тебя на предыдущих этапах такая же трудность? Удавалось ли тебе справиться с ней и как? Что именно помогло справиться? Подумай, что бы ты сделал по-другому? Что именно из этого положительного опыта тебе помогло бы  и в этот раз?
  • Осознай, кто бы мог тебе помочь в ситуации подготовки к ЦТ: родители, друзья, Интернет, педагоги или еще кто-либо. Проявляй инициативу в общении  по поводу предстоящего события;
  • Особое внимание удели организации комфортной домашней обстановки: создай для себя удобное место для занятий, которое стимулировало бы тебя к приобретению знаний;
  • Удели необходимое внимание изучению инструкций по проведению централизованного тестирования, что позволит тебе избежать дополнительных трудностей;
  • Если ты испытываешь боязнь или страх по поводу возможной отметки, которая могла бы тебя не удовлетворить, то постарайся понять, что сама по себе эта тревожность может иметь положительный результат, так как помогает повысить активность и саморегуляцию;
  • Используй такие формулы самовнушений:

               Я  УВЕРЕННО  СДАМ  ЦТ

               Я  УВЕРЕННО  И  СПОКОЙНО  СПРАВЛЮСЬ  С  ЗАДАНИЯМИ

               Я  С  ХОРОШИМ  РЕЗУЛЬТАТОМ  ПРОЙДУ  ВСЕ  ИСПЫТАНИЯ

               Я  СПОКОЙНЫЙ  И  ВЫДЕРЖАННЫЙ  ЧЕЛОВЕК

               Я  СМОГУ  СПРАВИТЬСЯ  С  ЗАДАНИЕМ

               Я  СПРАВЛЮСЬ

               Я  ДОЛЖЕН  СДЕЛАТЬ  ЭТО…

    Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть уверенным, спокойным и мобильным.

 

Успешно подготовиться и удачно сдать экзамены - под силу каждому!

Экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности

(10 «секретов»)

 Первый «секрет» - помни, что чем раньше ты начнешь подготовку к экзаменам, тем лучше. Сначала подготовь свое рабочее место: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.д.

Второй «секрет» - составь план своих занятий: четко определи, что именно будешь изучать каждый день.

Третий «секрет» - начни с самого трудного, но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен.

Четвертый «секрет» - полезно структурировать материал при помощи составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Не стоит учить наизусть весь учебник.

 Пятый «секрет» - разумно чередуй занятия и отдых, питание, нормальный сон, пребывание на свежем воздухе.

Шестой «секрет» - толково используй консультации учителя. Приходи на них, солидно поработав дома и с заготовленными конкретными вопросами.

Седьмой «секрет» - готовясь к экзаменам, мысленно рисуй себе картину триумфа.

Восьмой «секрет» - оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Девятый «секрет» - вечером накануне экзамена перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку, выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением силы и "боевого" настроя.

Десятый «секрет» - когда на экзамене получишь свой билет, спокойно сядь за стол, обдумай вопрос, набросай план ответа и отвечай уверенно.

 Успеха и отличных результатов!

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Как помочь ученикам в процессе подготовки к ЦТ

 В процессе обучения и при сдаче экзаменов большую роль играет, во-первых, знание или, точнее, понимание того, что надо делать, и, во-вторых, умение это делать.

Поэтому учителям следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения, ведь не зря говорят, что нельзя научиться плавать, стоя на берегу. Такие тренировки по выполнению тестовых заданий позволят учащимся реально повысить тестовый балл.

Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик во время экзамена практически не будет тратить время на выполнение инструкции.

Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют наиболее успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Важно репетировать еще и потому, что в психологии известен такой факт: если запоминание информации и ее воспроизведение происходят в сходных условиях, то воспроизведение будет более успешным. Преподаватели обычно объясняют провал на экзамене низким уровнем знаний сдающего. Да, хорошее знание материала необходимо для успеха, но это знание нужно еще и продемонстрировать. Беспокойство и тревога в ситуации экзамена могут быть еще большими врагами, чем не самое блестящее знание предмета. Уверенность в себе — это слишком серьезная вещь, которую при всем желании уже невозможно сформировать в оставшееся до экзамена время. Для развития у учащихся уверенности в себе могут проводиться длительные психологические тренинги и специальные консультации для родителей.

В ваших возможностях научить ученика справиться с излишним волнением при подготовке к сдаче экзаменов. Как это можно сделать?

  1. Если накануне экзамена ученик постоянно думает и говорит о провале, посоветуйте ему постараться не думать о плохом. Конечно, это будет трудно. Опишите ему картину будущего легкого и удачного ответа. Пусть он почаще и сам воображает себе образ «желаемого будущего» во всех подробностях — как он, волнуясь, входит в класс, садится на место. И тут страх пропадает, все мысли ясные, ответы четко представляются уверенному в себе человеку. Расскажите учащимся, как вы оцениваете их мысли о возможном провале — они не только мешают готовиться к экзамену, создавая постоянное напряжение, но и разрешают ученику готовиться спустя рукава, ведь все равно впереди ждет неудача.
  2. Если волнение все же не покидает выпускника, то предложите ему прием, называемый «доведение до абсурда». Главная задача — как можно сильнее напугать себя. Хорошо заниматься этим упражнением вдвоем — напугайте друг друга посильнее. Этот прием обязательно приведет вас обоих к мысли, что бояться на самом деле нечего и не все так ужасно. Кстати, если старшеклассник поражает вас каменным спокойствием — это не так уж и хорошо. Отсутствие некоторого волнения на экзамене часто мешает хорошим ответам.
  3. Если учащийся заранее рассматривает экзаменаторов (тестотехников) как своих врагов, ничего хорошего из этого не выйдет. Поговорите с пессимистом, объясните ему, что все преподаватели тоже сдавали экзамены и помнят свои ощущения Даже если тестотехник кажется хмурым и неприветливым — возможно, он просто демонстрирует свою строгость, объективность и беспристрастность.
  4. А помните ли вы, как учили материал к экзаменам? Пользовались ли какими-то интересными приемами усвоения знаний? Если вы знаете такие секреты, обязательно поделитесь ими со своими учениками. Неплохо поспрашивать и знакомых, и учителей, работающих с вами в рамках методического объединения. Возможно, вам удастся создать для ваших выпускников своеобразную копилку приемов усвоения знаний.
  5. Используйте при подготовке такой прием, как работа с опорными конспектами. Опорный конспект — это не переписанный бисерным почерком фрагмент учебника, это всегда схема материала. Разработайте вместе с учащимися систему условных обозначений и не жалейте времени на оформление конспекта — на большом листе, на доске. Старшеклассники хорошо усваивают содержание материала через такую простую и приятную для них деятельность.
  6. Расслабление уменьшает внутреннее беспокойство, улучшает внимание и память. Для расслабления и снятия напряжения отлично подходят дыхательные упражнения и аутогенная тренировка. Для начала освойте эти упражнения сами (они вам тоже не помешают), а затем позанимайтесь с учащимися. Включайте эти упражнения в структуру урока, используйте их для настроя класса перед контрольными работами.

 Ритмичное четырехфазное дыхание.

 Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

  • ​ Первая фаза (4-6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).
  • ​ Вторая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.
  • ​ Третья фаза (4-6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот. Выдыхая, нарисуйте перед собой в воздухе вертикальные волны прямыми руками (на экзамене лучше заменить это упражнение модификацией без размахивания руками).
  • ​ Четвертая фаза (2-3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2-3 минут.

Аутогенная тренировка (3-5 минут)

  • ​ Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.
  • ​ Мысленно повторите 5-6 раз: «Правая рука тяжелая».
  • ​ Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».
  • ​ Затем снова 5-6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».
  • ​ Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

 

свернуть

Интернет-ресурсы: